Корпоративные представительства в интернете
Привычные формы делового общения на совещаниях, деловых встречах по подготовке и подписанию контрактов все больше замешаются мгновенным обменом информацией через Интернет. И хотя при обсуждении ключевых вопросов бизнеса формализованное общение по Сети никогда не заменит личных встреч, оно способно значительно ускорить подготовительный процесс при установлении новых деловых отношений, форсировать уже имеющиеся связи и значительно улучшить качество принимаемых решений.
Ниже приведены варианты создания сайта компании (табл. 2.3).
Сайт-визитка:
Содержит название компании, контактную информацию, логотип, общие сведения и информацию о сфере деятельности. Иногда публикуется информация о руководителях. Назначение сайта-визитки – самое общее освещение деятельности компании.
Сайт-буклет, или презентационный сайт компании:
Этот вид присутствия в Интернете распространен не менее, чем сайт-визитка. Как правило, это перенос буклета компании (профайла, годового отчета и т. п.) в Интернет.
Предназначение такого сайта – информационная поддержка компаний по продвижению отдельных проектов фирмы.
Цели – дать более подробную информацию о фирме и ее наиболее интересных предложениях, а также отвечать на вопросы аудитории и снимать излишнюю нагрузку с традиционных каналов связи.
Промо-сайты:
Отдельно стоит выделить промо-сайты. Это интернет-ресурс, направленный на рекламу определенного товара, услуги, брэнда или события. Промо-сайты чаще всего запускаются параллельно с рекламной кампанией, жестко привязаны к ней и являются источником информационной поддержки рекламной кампании. Промо-сайты помимо текстового наполнения содержат большое число интерактивных презентаций, демороликов и других мультимедийных инструментов, наглядно демонстрирующих продукт и его преимущества.
Сайт-витрина (интернет-витрина, веб-витрина):
Содержит возможности предыдущих систем плюс подробные каталоги продукции (услуг) и прайс-листы на них. На таких сайтах публикуются новости компании, дополнительная информация о производителях, советы, аналитические обзоры и т. д. Такой сайт может увеличивать число и объем заказов от имеющихся клиентов из-за доступа к более полной по сравнению с другими источниками информации об интересующей их продукции и услугах. Сайт может содержать форум с вопросами по продукции или базу знаний. Интернет-витрина – эффективное средство рекламирования продукции и проведения маркетинговых опросов, поддержки обратной связи с потребителями.
Сайт интернет-магазина (англ. e-shop, онлайновый магазин):
Это предприятие розничной торговли, продающее товары и оказывающее услуги покупателям, используя электронные средства коммуникаций. В частности, интернет-магазин позволяет: выбирать товары, оформить заказ и необходимые документы, провести взаиморасчеты, отследить исполнение заказа, а в случае продажи информационных товаров или оказания информационных услуг – доставить посредством сетей электронных коммуникаций.
Интернет-магазин имеет каталог продукции, систему осуществления заказа, систему платежей и работает в режиме реального времени. Это значит, что сайт магазина постоянно обновляется и содержит самую последнюю информацию о товарах и услугах. По запросам посетителей динамически создаются страницы с описанием товаров, исходя из их реального наличия на складе. Цена автоматически рассчитывается с учетом скидок и наценок, действующих на данный момент, дополнительных услуг и способа платежа. Кроме того, возможно автоматическое оформление необходимых документов, проведение онлайновых расчетов. Таким образом, пользователь может не только получить весь спектр необходимой информации, но и оплатить товар (услугу), оформить соответствующие документы, получить консультацию специалиста. Интернет-магазин может использоваться как производителем, так и дилером или розничным продавцом.
Внешний коммуникативный канал:
Это сайт, служащий для оперативного, комплексного обмена информацией с партнерами, клиентами и другими представителями внешней среды (например, прессой). Посетители сайта могут рассчитывать, что они найдут максимум информации о фирме, ее продукции, условиях обслуживания, ответы на часто задаваемые вопросы и т. д. Партнеры могут ознакомиться с новостями, уточнить наличие продукции на складе и сроки поставки, сделать заказ и выяснить ход его выполнения на тот или иной момент времени. Журналисты могут получить информацию о фирме, ознакомиться с пресс-релизами, взять интервью в удаленном режиме.
Внутренняя рабочая среда:
Это сайт, позволяющий осуществлять коллективную работу дистанционно удаленных подразделений, сотрудников. Внутренняя рабочая среда закрыта для доступа извне. Особенно заметны преимущества от внедрения таких технологий для компаний, имеющих филиалы и представительства в других городах, а также для тех, у кого магазин, склад, производство и офис удалены друг от друга. Таким образом, с одной стороны, обычный офис получает интернет-продолжение, которое позволяет сотрудникам, где бы они ни находились: в филиале компании, командировке, на переговорах у клиента или дома, – работать со всей необходимой информацией, документами и обмениваться ими друг с другом.
Корпоративный информационный портал:
Это веб-сервер компании, являющийся единой точкой входа во все информационные системы данной компании, осуществляющий полное информационное обеспечение бизнес-процессов компании и ее клиентов и контрагентов. Корпоративный информационный портал служит для поиска нужной информации или внутрикорпоративных сервисов, эффективной организации разнородных неструктурированных данных, в частности, обеспечивает каждому сотруднику оптимальную рабочую среду: персонализацию рабочего места, простоту, эффективность и унификацию работы со всеми классами корпоративных приложений, средства анализа данных, поиска материалов, средства публикации, документооборот, ERP-системы и т. д.
Корпоративный информационный портал совмещает системы внутренних и внешних коммуникаций накопления и обработки информации корпоративных представительств, и это позволяет практически всю деятельность, кроме непосредственно производства (а в случае с информационными продуктами и его), перенести в Сеть. С одной стороны, сотрудники фирмы с помощью веб-сайта общаются между собой, обмениваются документами, получают необходимую для работы информацию. С другой стороны, в это же время клиенты и партнеры фирмы выбирают необходимые им товары или услуги, оформляют заказы, отслеживают их выполнение и т. д. И хотя им доступна лишь "клиентская" часть, однако информация, с которой они при этом работают, поступает непосредственно с этого же веб-сайта и является продуктом деятельности сотрудников фирмы и отражением реального положения вещей (наличия товара на складе, текущих цен и т. д.) на данный момент.
В результате клиенту в решении его проблемы могут одновременно помогать несколько специалистов (независимо от степени их удаленности от клиента и друг от друга), представители фирм-партнеров могут проходить дистанционное обучение, а журналисты получать доступ к пресс-релизу, составление которого закончилось несколько минут назад и осуществлялось при участии сотрудников различных отделов, встретившихся для этого на интернет-конференции.
Мировые тенденции развития интернет-коммерции таковы, что часть сайтов промышленных предприятий со временем неизбежно трансформируется в многофункциональные интернет-порталы, в рамках которых аккумулируются информационные каналы конкретной компании, инструменты электронной коммерции и представляются деловые интересы всех участников данного бизнеса.
Эффект от использования корпоративного информационного портала:
повышение производительности труда сотрудников;
сокращение стоимости обучения персонала;
снижение расходов на обслуживание информационной инфраструктуры;
объединение разнородных информационных подсистем, используемых на предприятии.
С помощью корпоративного информационного портала руководитель компании может оценить эффективность работы всех имеющихся информационных систем (бухгалтерии, склада, управления оборудованием и т. д.).
Согласно требованиям к функциональным возможностям портала он должен обеспечивать централизованное хранение информации о структуре организации, ее рабочих группах, должностных обязанностях персонала, текущих ролях сотрудников, предоставлять пользователям следующие возможности:
– участие в корпоративных бизнес-процессах выработки, согласования и принятия решений;
– планирование, разработку, редактирование, утверждение и публикацию материалов для заданной целевой аудитории в интранет или в Интернете – управление контентом;
– доступ к внутрикорпоративным системам управления ресурсами (ERP, MRPII, CSRP).
В связи с большой ресурсоемкостью создания и содержания портала и тем, что кумулятивный эффект такого проекта обеспечивается некоторой критической массой экономической инфраструктуры бизнеса предприятия, его реализация целесообразна только для средних и крупных компаний.
В России сайты большинства промышленных и торговых компаний нередко представляют собой лишь визитные карточки, иногда дополненные прайс-листом.
Западные компании, создавая корпоративное представительство, акцентируют внимание на разделах, отвечающих запросам покупателей и акционеров, а российские – на разделах общего характера, учитывающих оценку топ-менеджерами собственной компании.
Это подчеркивает общеизвестный факт, что российские компании традиционно непрозрачны в своем бизнесе и открытая сеть Интернет не является полем их деятельности.
Представительству интересов бизнес-партнеров на российских корпоративных сайтах практически не уделяется внимания. Западные же компании давно перешли к концепции маркетинга отношений. Эту тенденцию можно наглядно продемонстрировать на примере порталов западных строительных и риэлторских компаний: информационная сфера таких сайтов охватывает практически все, что хоть как-то связано с конкретным бизнесом, начиная от услуг интернет-провайдеров и кончая технологией содержания газонов перед домом.
Типы корпоративных представительств и рекомендации по их использованию
Тип сайта | Задачи, выполняемые сайтом | Особенности построения сайта | Сфера применения |
Визитка, презентационный сайт | Брэндинг, продвижение торговой марки компании; повышение узнаваемости и улучшение имиджа | Сайты этого типа содержат данные о фирме, наиболее востребованные клиентами. Как правило, это общая информация о фирме, реквизиты, план проезда и т.п. | Этот тип сайта лучше использовать в случае, если компания реализует продукцию только в офлайн и рекламировать товар в онлайн не имеет смысла (слишком большой ассортимент и др.), но целевая аудитория представлена в Интернете достаточно широко |
Интернет-витрина | Реклама и брэндинг товаров | Содержат каталоги товаров с указанием цены, характеристиками, подробным описанием, рисунками, фотографиями. Могут прилагаться аудио-и видеоролики. К таким сайтам можно подключать системы формирования заказов. Заказ для выполнения передается менеджеру по продажам | Использовать сайт этого типа имеет смысл, если выполняются следующие условия: товары могут продаваться через Интернет; у предприятия есть возможность создания профессионального мультимедийного описания каждого продукта; клиентам удобнее смотреть информацию о товарах в Интернете |
Интернет-магазин | Продажа товаров через Интернет, автоматизация бизнес-процессов | Интернет-магазины во многом похожи на интернет-витрины, ключевое отличие – наличие системы расчетов и интеграции системы формирования заказов с автоматизированной системой управления предприятием | При большом товарообороте рекомендуется использовать именно интернет-магазин, а не интернет-витрину, так как это позволит уменьшить затраты на обслуживание заказов |
Внешний коммуникативный канал | Автоматизация контактов с внешним миром | Отдельными элементами системы этого класса могут быть интернет-магазины, различные коммуникационные сервисы (с возможностью персо-нализации) – электронный обмен документами – EDI, быстрое формирование заказа с учетом истории переговоров с данным контрагентом, системы объявления открытых вакансий, средства осуществления переговоров онлайн и т. д. | Рекомендуется для крупных и средних компаний с большой клиентской базой, разветвленной дилерской сетью и т. д. |
Портал | Предоставление посетителям исчерпывающей информации о сфере деятельности компании. Обеспечение сотрудникам компании полного доступа ко всем информационным ресурсам компании | Могут выполнять функции веб-сайтов, объединяющих множество информационных ресурсов – различные телеконференции, рассылки и другие службы, доступ к различным внутрикорпоративным приложениям, таким, как базы данных, системы документооборота и прочие, содержать интернет-магазин | Рекомендуется для крупных и средних компаний с большой клиентской базой, разветвленной дилерской сетью и т. д. |
При разработке корпоративного информационного портала должны быть определены следующие основные его характеристики:
цели и задачи портала;
архитектура портала;
информационное наполнение (контент) исходя из представительства интересов участников бизнеса.
Портал должен сбалансировать интересы представительства в нем как минимум пяти групп участников бизнеса:
менеджмента компании;
инвесторов;
партнеров;
корпоративных покупателей;
сотрудников компании.
Опыт промышленных предприятий всего мира свидетельствует, что интегрированные в Интернет предприятия имеют безусловные конкурентные преимущества благодаря существенному снижению операционных затрат, сокращению времени на обработку заказов, усилению позиций при ведении переговоров с поставщиками и потребителями.