Преимущества использования электронной коммерции

Электронная коммерция позволяет поставщикам и заказчикам в равной мере использовать новые возможности (табл. 1.4).

Возможности и преимущества электронной коммерции

Возможности поставщиков Возможности потребителей Краткое описание 
 Глобальное присутствиеГлобальный выборПоскольку сеть Интернет глобальна, электронная коммерция позволяет даже самым мелким поставщикам достигать глобального присутствия и заниматься бизнесом в мировом масштабе. Потребители также получают возможность глобального выбора из всех потенциальных поставщиков, предлагающих требуемые товары или услуги независимо от их географического положения
 Повышение конкурентоспособностиПолучение высококачественных услугЭлектронная коммерция позволяет поставщикам повышать конкурентоспособность, становясь ближе к заказчику. Многие компании используют технологии электронной коммерции для того, чтобы предлагать расширенную до- и послепродажную поддержку, включающую предоставление подробной информации о продукте и быструю реакцию на запросы заказчика. Потребитель получаст возросшее качество обслуживания
 Более полная информированность о потребностях потребителейПерсонализация товаров и услугИспользуя средства электронного взаимодействия, компании могут получать подробную информацию о запросах каждого индивидуального потребителя и автоматически предоставлять продукты и услуги, соответствующие их требованиям. Одним из простых примеров может служить электронный журнал, подстраивающийся под конкретного читателя, предлагая ему при очередной попытке доступа статьи, интересные именно для него, и убирая уже прочитанные материалы
 Сокращение пути товара к потребителюБыстрая реакция на спросЭлектронная коммерция позволяет существенно сокращать путь товара от поставщика к заказчику. Товары доставляются непосредственно от производителя потребителю в обход традиционных промежуточных пунктов в виде оптовых и розничных торговых предприятий. Заслуга электронной коммерции состоит в том, что по сравнению с альтернативными вариантами финансовые и временные затраты в ней значительно ниже
 Снижение затратСнижение ценОдним из главных достижений электронной коммерции является снижение затрат на совершение сделки. Заключение сделки электронным путем на порядок уменьшает затраты на обслуживание сделки, а это в свою очередь влечет за собой снижение цен для потребителей
 Новые бизнес-моделиНовые продукты и услугиНовые бизнес-модели — виртуальные предприятия, виртуальные агенты, технологии аутсорсинга и телеработы, которые значительно повышают эффективность коммерческой деятельности. Кроме преобразования рынка существующих товаров и услуг, электронная коммерция открывает возможность появления новых продуктов и услуг. В качестве примера можно привести удаленные банковские, страховые, брокерские услуги, службы электронной поставки и поддержки

Несмотря на то, что все эти возможности различны, в то же время они в значительной мере взаимосвязаны. Например, повышение конкурентоспособности и качества услуг отчасти может быть обусловлено массовой персонализацией обслуживания, в то время как сокращение пути доставки уменьшает затраты и таким образом влияет на понижение цены товара.

Иллюстрацией значительного снижения затрат в системах электронной коммерции служат приведенные ниже данные (табл. 1.5).

Сравнительная характеристика интернет-торговли и традиционной торговли

Товарная группа Себестоимость продаж в традиционных системах, долл. США Себестоимость продаж в Интернете, долл. США 
Программное обеспечение15,000,2-0,5
Банковские услуги1,080,13
Авиабилеты8.01,0
Биллинг2,22-3,320,65-1,1
Страховые полисы400-700200-350
Торговая наценка на продовольствие, %25-505-10 

Следует делать различие между электронной торговлей реальными товарами и услугами и электронной торговлей информационным материалом. Торговля электронными материалами (программным обеспечением, коммерческой информацией, информационными услугами, видео-, аудиопродукцией, графикой, играми, мультимедийными приложениями и т. д.) представляет революционно новый способ торговли, для которого полный цикл коммерческой сделки может быть проведен одновременно через одну и ту же сеть (включая доставку).

В данной ситуации гораздо сложнее найти различия между товарами и услугами. Если продается компакт-диск с записью музыкального произведения и он отправляется покупателю по почте, то это можно определить как продажу товара, а не услуги. Но если передать это музыкальное произведение покупателю в цифровом виде, будет ли это товаром или услугой? В силу этой новой природы электронного товарооборота целесообразно говорить об электронных товарах, которые создают абсолютно новый рынок и производят революцию в отдельных индустриях (как, например, электронные книги в издательстве). Эта инновационная форма электронной коммерции также оказывает огромное влияние на конкурентоспособность и создает новые рабочие места.

Пример:

Иллюстрацией влияния изменений, порожденных технологиями электронной коммерции, на основные принципы общественного производства могут служить предложенные Кевином Келли 12 правил новой экономики (Kevin Kelly, New Rules for the New Economy, WIRED September, 1997, http://www.wired.com/wired/5.09/newrules.html):

1. Сетевая экономика вовлекает все новых участников: это, в первую очередь, люди, а также программные агенты, роботы, приборы и машины. Все будут связаны со всеми.

2. В сетевой экономике ценность продуктов труда вытекает из их множественности. Появление в Сети нескольких дополнительных объектов может существенно увеличить позитивный эффект для всех пользователей. Эта черта сетевой экономики прямо противоречит двум фундаментальным аксиомам индустриальной экономики:

1) ценность связана с редкостью;

2) изобилие вещей снижает их ценность.

3. Ценность участия в сетевой экономике растет экспоненциально с ростом числа участников.




4. Любой экспоненциальный рост имеет "точку перелома", после которой темпы "разгона" существенно увеличиваются. Присущие сетевой экономике низкие постоянные, предельные затраты и быстрое распространение продукции уменьшают по сравнению с индустриальной экономикой временной интервал, который обычно предшествует началу стремительного роста.

5. Основной закон работы сетей подобен закону возрастающей отдачи. Но в отличие от индустриальной экономики, где рост отдачи – результат усилий отдельных компаний, которым и достаются результаты этого процесса, сетевое увеличение отдачи создается всей Сетью и распределяется в ней между всеми. Программные агенты и пользователи вместе создают ценность Сети, хотя результатами увеличения отдачи могут воспользоваться по-разному.

6. Цена передачи бита информации в Сети уменьшается, асимптетически приближаясь к нулевому уровню, конечно, его не достигая. Кроме того, аналогично снижаются цены трансакций, а также собственно информации.

7. Если услуги становятся тем ценнее, чем они многочисленнее (пункт 2), и стоят тем меньше, чем более они совершенны (пункт 6), то, следуя этой логике, можно сказать, что самыми ценными должны быть бесплатные продукты и услуги. Электронные копии продуктов почти ничего не стоят, а ценность их возрастает пропорционально увеличению их числа, порождая все большую потребность в них. Тем временем компания-разработчик зарабатывает на дополнительных услугах или совершенствовании качества продукта.

8. Отсутствие четкого центра и четких границ, характерное для Сети, и энтузиазм пользователей по отношению к "открытой архитектуре" побуждают к смещению фокуса компаний с максимизации собственной ценности на максимизацию ценности инфраструктуры Сети в целом.

9. Интерактивная сетевая экономика напоминает биосистему – организациям приходится постоянно видоизменяться, жертвовать традиционным совершенством и приспособленностью к сложившемуся рынку и становиться более гибкими и децентрализованными.

10. Происходит замещение "массы битами", т. е. "тяжелых и материальных" субстанций "легкими и информационными".

11. Не существует равновесия, и новые виды постоянно замещают старые. Одни компании уходят, уступая место другим. Для сетевой экономики, пребывающей в хаотическом "верчении", неравновесность является источником обновления и роста.

12. Совершенствование технологии, т. е. рост производительности не есть цель сетевой экономики. Здесь важнее определить, что делать, а не как что-либо улучшить. "Не решай проблемы, а ищи возможности". Тем самым сетевая экономика играет на руку человеческим устремлениям: повторы, копирование, автоматизация обесцениваются, а оригинальность, воображение, способность к творчеству растут в цене.

Некоторые из этих правил носят спорный характер, но в совокупности они отражают те радикальные изменения, которые претерпевают действующие в настоящее время правила и законы общественного производства. Относительно второго пункта правил новой экономики Кевина Келли можно отметить, что ценность товара в информационной экономике увеличивается экспоненциально с ростом его доли на рынке. Для продуктов, которые помогают создать стандарт в своей области, данный эффект наиболее ярко выражен.

В сетевой экономике высокие объемы производства не только более экономичны, но и делают товар более ценным для потребителей. Следовательно, рост производства становится стратегическим императивом.