Понятие электронной коммерции
В рамках постиндустриальной концепции развития общества выделяют аграрное, или патриархальное, общество, индустриальное общество и постиндустриальное, или информационное, общество. Отличительная черта постиндустриального общества – преобладание в структуре экономики сферы услуг над промышленным и сельскохозяйственным производством, наука становится главной производительной силой, определяя основы общественной жизни и государственной политики. Уровень жизни населения, рынки труда, товаров и финансов, системы управления и принятия решений существенным образом зависят от уровня использования информационных технологий, развития соответствующей инфраструктуры. Главным капиталом в информационном обществе становится информация, она же является и источником власти.
Эти изменения уже начались. Современный бизнес характеризуется постоянным ростом возможностей компаний-поставщиков, что приводит к расширению глобальной конкуренции и повышению качества товаров и услуг. Предприятия во всем мире меняют способы организации и управления бизнесом. Происходит отказ от старой иерархической структуры, исчезают барьеры между отделениями компании, все больше сотрудников переходит на телеработу. Упрощается взаимодействие между компанией, ее заказчиками и поставщиками. Бизнес-процессы перестраиваются и выходят за старые границы, создаются виртуальные предприятия и совершенствуются технологии аутсорсинга.
Наблюдаемый сегодня подъем экономики развитых стран не может быть обусловлен только количественным ростом используемых компьютеров – ключевое значение приобрело объединение их в Сеть. Такое объединение революционно преобразовывает экономические, политические и социальные отношения, в том числе и вследствие использования технологий электронной коммерции.
Любая промышленная революция несла с собой огромные возможности для экономики. Первая промышленная революция (1760–1830) была вызвана изобретением парового двигателя и привела к созданию железных дорог, пароходов, крупных промышленных предприятий и т. п. Вторая промышленная революция (1875–1930) была вызвана изобретением электричества и привела к созданию электроэнергетики, телефонии, радио, современной рыночной экономики и т. п. Третья промышленная революция (1940–1980) была вызвана изобретением полимерных материалов и привела к замене угля на нефть и газ в качестве важнейших энергоносителей, развитию специализированного машиностроения и химизации производства, широкому использованию пластмасс и цветных металлов, развитию автомобилестроения и т. д. Многие исследователи сходятся во мнении, что началом следующей революции является появление глобальной компьютерной Сети.
Изменения, порожденные современными технологиями, отвечают трем признакам, которые определяют промышленную революцию: изменения в производстве и коммерции во множестве отраслей, повышение производительности труда, а также новые формы общественной жизни. Скорость вхождения в жизнь новых технологий – сотовых телефонов, компьютеров, средств космической связи, волоконной оптики, биотехнологий, Интернета и электронной коммерции напоминает процессы внедрения железных дорог, радио, пароходов, самолетов и электричества.
Одно из возможных определений электронной коммерции: "Любой вид сделок, при которых взаимодействие сторон осуществляется электронным способом вместо физического обмена или непосредственного физического контакта". Являясь точным, такое определение не отражает революционного духа электронной коммерции, порожденной возникновением новых запросов, технологий и ведущей к коренным изменениям в способах ведения бизнеса.
В международных организациях, занимающихся электронной торговлей, нет однозначного понимания, что относится к сфере электронной коммерции. Для удобства изложения материала в данной книге автором дается самое широкое толкование термина "электронная коммерция", основанное на практике использования его ведущими субъектами данного рынка (например, в информационном бюллетене Microsoft для государственных служб – http:// www.microsoft.com/rus/government/данный термин используется применительно к определенной деятельности государственных чиновников). Такая трактовка электронной коммерции вступает в конфликт с трактованием понятия "электронный бизнес", вследствие чего последний термин в книге практически не используется.
Электронная коммерция позволяет компаниям более эффективно и гибко осуществлять внутренние операции, плотнее взаимодействовать с поставщиками и быстрее реагировать на запросы и ожидания заказчиков. Компании получают, с одной стороны, возможность выбора поставщиков независимо от их географического положения, а, с другой стороны, возможность выхода со своими товарами и услугами на глобальный рынок.
Определение электронной коммерции, данное в документах UNCITRAL (Комиссии ООН по международному торговому праву, http:// www.uncitral.org/), представляет собой перечисление различных видов сделок, осуществляемых через Интернет и другие электронные средства коммуникаций (см. Типовой закон UNCITRAL об электронной торговле, утвержденный резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН № 51/162 от 16.12.1996). Типовые законы UNCITRAL по сути не являются юридическими документами. Их задача – способствовать единообразию принципиальных подходов при разработке национальных законов в этой области.
Типовой закон UNCITRAL об электронной торговле регулирует основные правила распространения любой информации, используемой в торговой деятельности и представленной в цифровом или аналоговом виде. Сфера его применения чрезвычайно широка, что обусловлено широким толкованием понятия "торговля". К ней относятся: любые торговые сделки (поставка товаров или услуг или обмен товарами или услугами), дистрибьюторские соглашения, факторинг, лизинг, инжиниринг, купля-продажа лицензий, банковские услуги, страхование, соглашения об эксплуатации и концессии, перевозка товаров и пассажиров воздушным, железнодорожным и автомобильным транспортом и другие формы коммерческого сотрудничества и т. д.
Этот закон затрагивает относительно небольшой круг вопросов, связанных с электронной торговлей. В нем даются некоторые основные поня-тия, используемые в электронной коммерции, подходы к применению юридических требований в отношении сообщений данных и передачи сообщений данных.
Сформулируем те процессы и бизнес-операции, использующие электронные средства передачи и обработки информации, которые могут быть отнесены к электронной коммерции:
– установление контакта между потенциальными заказчиком и поставщиком;
– обмен коммерческой информацией;
– пред- и послепродажная поддержка (предоставление подробной информации о продуктах и услугах, консультирование заказчиков и т. п.);
– организация систем полного цикла сопровождения клиентов (CRM) и поставщиков (SCM);
– обеспечение маркетинговых исследований рынка;
– реклама, пропаганда торговых марок и продвижение товаров и услуг;
– торговля физическими товарами и услугами, а также электронными материалами;
– сдача в аренду (включая системы ASP);
– предоставление лицензий;
– взаиморасчеты (с использованием электронного перевода денег, кредитных карточек, электронных чеков и денег);
– закупки;
– распространение, включая как управление доставкой и ее отслеживание для физических товаров, так и непосредственную доставку для товаров, которые могут распространяться электронным образом;
– телеработа;
– рекрутинг;
– факторинг;
– трейдинг;
– лизинг;
– консалтинг;
– инжиниринг;
– инвестирование;
– страхование;
– банковские услуги;
– использование автоматизированных систем управления ресурсами предприятия (MRP, MRPII, ERP, CSRP и т. п.);
– администрирование бизнеса (концессии, разрешения, налоги, таможня и т. д.);
– бухгалтерский учет;
– управление персоналом;
– разделяемые бизнес-процессы, совместно управляемые компанией и ее торговыми партнерами (аутсорсинг, совместная разработка продукта, распределенное совместное производство – виртуальное предприятие и т. п.);
– арбитраж;
– другие формы коммерческого сотрудничества, такие, например, как продажа и бронирование билетов на перевозку грузов и пассажиров воздушным, морским и железнодорожным транспортом.
Электронная коммерция объединяет использование в коммерческой деятельности широкого спектра коммуникационных технологий, включая электронную почту, факс, электронный обмен данными EDI и электронные платежи EFT, Интернет, интранет (корпоративный Интернет), экстранет (электронный обмен информацией с внешним миром) и т. п.
Понятие "электронная коммерция" шире, чем интернет-коммерция, поскольку в него входят все виды коммерческой деятельности, осуществляемой электронным путем.
Интернет-коммерция – электронная коммерция, ограниченная использованием только компьютерной сети Интернет.
Таким образом, в интернет-коммерцию не входят банковское обслуживание через системы "Клиент-Банк", коммерческая деятельность с использованием VAN-сетей (в том числе с технологиями EDI и EFT), мобильная коммерция (в части, не связанной с использованием WAP-протоколов), системы управления ресурсами предприятия (MRP, MRPII, ERP, CSRP) и т. п.
Современные коммерческие операции, включая заказ, перевозку, получение, выписку счетов и платежный цикл, могут быть полностью переведены в электронную форму. Электронное взаимодействие с авторизованными центрами для выполнения таможенных и налоговых обязательств, а также со статистическими институтами уже достаточно хорошо распространено в развитых странах.